Театральная столица Подмосковья

Подведение итогов XI Областного театрального фестиваля «Долгопрудненская Осень»

Вот уже 11-й раз подряд подмосковный Долгопрудный на неделю стал настоящей театральной столицей Московской области. Ежегодно здесь собираются самые лучшие ТЕАТРЫ региона, чтобы принять участие в Областном театральном фестивале «Долгопрудненская Осень». В нынешнем году на сцене театра «Город» — традиционной площадки, где проходят выступления, с 27 октября по 3 ноября выступили 20 театров из 15 городов области – Дмитрова, Ступина, Лобни, Воскресенска, Чехова, Щелкова и других, а также Московский областной государственный театр кукол. Гостями «Долгопрудненской Осени», принявшими участие во внеконкурсной программе фестиваля, стали коллективы Смоленского камерного тетра, Театр Нового Зрителя «Синтез» из Санкт-Петербурга, а также несколько московских театров.

В этом году впервые сцена театра «Город» стала не единственной площадкой, где проходили спектакли. Часть показов перенесли в пространство Долгопрудненской центральной библиотеки. В частности, именно здесь прошли показы моноспектакля «Ночевала тучка золотая» и уникальный мастер-класс по метонике (голосоведению) от Заслуженного деятеля искусств РФ Ники Косенковой.

История фестиваля «Долгопрудненская Осень» уходит в 90-е годы. Тогда сделал робкую попытку существования Фестиваль муниципальных театров Московской области. Инициаторам его создания выступили долгопрудненский театр «Город», Дмитровский драматический театр «Большое гнездо», театр из Химок «Наш дом», а также мытищинские «ФЭСТ» и «Огниво». Однако тяжелые экономические реалии не дали мероприятию шансов на развитие, и на время Московская область осталась без своего ОБЛАСТНОГО фестиваля. Решение вернуться к идее областного фестиваля возникло у коллектива театра «Город» в 2007 году. Директор театра Жаннета Арутюнян вместе с режиссером Юрием Соловьевым обратились в Министерство культуры  Московской области с просьбой о поддержке. Инициатива была одобрена, и в скором времени поднял занавес I Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень». Сегодня фестиваль значится среди ведущих культурных мероприятий Подмосковья, а его организаторами на протяжении 11 лет являются Министерство культуры Московской области, Администрация г.Долгопрудного и театр «Город», на площадке которого, собственно, и проходят все фестивальные показы. Несколько лет назад фестиваль вырос, причем не только в смысле количества участников. Интерес к нему стали активно проявлять также театр из других регионов. Активно настолько, что для них пришлось создать отдельную внеконкурсную программу. Такой интерес к фестивалю неудивителен – ежегодно в составе жюри здесь участвуют ведущие профессиональные деятели нашей страны, а после каждого спектакля проходит тщательный разбор, на котором члены жюри отмечают сильные и слабые стороны постановки. «Долгопрудненская Осень» — один из немногих театральных фестивалей в России, где профессиональный разбор работы проходит индивидуально по каждой постановке, и это один из факторов, который каждый год привлекает все больше и больше участников.

Разумеется, и количественно фестиваль растет, и афиша его расширяется: если в первый год работы – 11 лет назад – в программе участвовали 10 театров, то в нынешнем году их было заявлено более 20.

В этом году членами жюри стали театровед Лидия Богова – кандидат филологических наук, Лауреат Государственной премии РФ, Заслуженный работник культуры РФ и Лев Титов – театральный практик, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Московского Государственного института культуры, член Союза театральных деятелей России, Заслуженный деятель искусств РФ. Впервые на фестивале учредили «должность» председателя жюри. Им стала Ольга Сенаторова – известнейший театральный критик и аналитик театра, лауреат многочисленных профессиональных премий, член Союза театральных деятелей России, обладатель Знака «Благодарю» Губернатора Московской области, генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» в г. Сочи. Также в течение фестиваля приглашались специальные члены жюри, с учетом специфики постановок. Так, в обсуждениях принимали участие Заслуженный работник культуры РФ, член Союза  театральных деятелей России,  театровед и критик театра, эксперт Центра поддержки русских театров СТД РФ Лана Горон, представители отдела образования Генерального Консульства Италии в Москве Екатерина Спирова и Наталия Никишкина, композитор Ирфан Ибраимов, театральный критик Павел Подкладов, актер, режиссер, драматург Евгений Вильтовский, и режиссер-постановщик театра «Город» Антон Преснов – один из немногих на сегодня в России профессионалов в области мюзиклов, режиссер российских постановок «Призрака Оперы» , «CHICAGO», «Бала вампиров» и других.

С самого начала фестивальная афиша 2017 года оказалась разнообразной и обещала зрителям спектакли буквально на любой вкус – от Островского до Рэя Брэдбери. Кроме того, в этом году в афише не было ни одного повторяющегося автора или произведения. Как, например, год назад, когда сразу две постановки «Ханума» привезли Дмитровский драматический театр «Большое гнездо» и Лобненский драматический театр «Камерная сцена». Или, когда несколько лет назад на фестивальной сцене оказалось сразу несколько «Мух-Цокотух»!

Фестиваль начался классически – на пресс-конференции перед торжественным открытием «Долгопрудненской Осени» главный режиссер театра «Город» Юрий Соловьев, актриса Лаура Арутюнян, пресс-секретарь театра Людмила Луковникова и представитель городского Управления культуры Светлана Фунтикова не только ответили на все вопросы представителей СМИ, но и приоткрыли некоторые тайны грядущего фестиваля. Например, наконец-то, озвучили имена членов жюри, которые традиционно до самого открытия фестиваля держались в тайне. Также выяснилось, что уже в этом году шли переговоры об участии в фестивале зарубежных коллективов. Пока другие стороны не смогли организовать свой приезд, но профессиональный и партнерский интерес к «Долгопрудненской Осени» за рубежом есть, и участие международных коллективов во внеконкурсной программе фестиваля рассматривается. Также представители театра поделились, в каком интенсивном режиме шла подготовка фестиваля в этом году. Дело в том, что весной театр «Город» стал обладателем субсидии от ВПП «Единая Россия» в рамках проекта «Театры малых городов». На выделенные средства театр должен был подготовить три новые постановки к началу сезона. Летом активно работали над новыми постановками: выбор инсценировок, репетиции и «горящие» административные решения. При том, что открытие сезона в «Городе» состоялось в конце сентября, на подготовку к фестивалю оставалось совсем немного времени, иногда коллективу приходилось работать без выходных, но в итоге все удалось, и «Долгопрудненская Осень» состоялась.

— Перед нами не стояло вопроса перенесения или, тем более, отмены фестиваля, — говорит директор театра «Город» Жаннета Арутюнян. Мы знаем, что наше мероприятие ждут, причем не только в области, но и в других регионах. Для многих коллективов Подмосковья участие у нас – это настоящий азарт, ценз профессионализма, актуальности, качества работы. Мы не могли их подвести.

Первым показом «Долгопрудненской Осени 2017» стал спектакль хозяев фестиваля – театра «Город» — «Веселый Роджер»  режиссера Юрия Соловьева по произведению современного драматурга Дамира Салимзянова. Эта пьеса – одна из тех, что были выпущены в рамках проекта «Театры малых городов» и предназначена для подростков – аудитории, на которую современный театр, к сожалению, обращает сегодня довольно мало внимания. Несмотря на действительно короткое время, которое было потрачено на постановку спектакля, он оказался по-настоящему захватывающим, и без сомнения, соответствующим интересам того зрительского контингента, для которого предназначен. В основе сюжета – борьба за клад, который ищут две пиратские группировки: «Морские волки» и «Морские кошки». В ходе перипетий, которые доводится пережить героям, мы понимаем, что главное сокровище в жизни – отнюдь не золото, а дружба, первая любовь, верность и честность. Главные роли сыграли: Павел Князьков, Кристина Трофимович Анна Аристова, Роман Дудич. Именно «Веселый Роджер» был признан лучшим спектаклем для детей по оценке зрителей, а также получил диплом «За творческий азарт в популяризации театрального искусства для детей». На обсуждении члены жюри отметили яркие декорации, продуманные костюмы, профессионально поставленные бои на шпагах. А также посоветовали режиссеру Юрию Соловьеву продумать образ «крысы» — персонажа-предателя, подставляющего своих, но в итоге приходящему к тому же итогу, что и остальные герои: настоящий клад – это отнюдь не пиратское золото, из-за которого происходят ссоры и драки, а совсем другие вещи.

Лучшей постановкой для взрослых зрители единогласно назвали «Битлз – значит любовь» Смоленского камерного театра. Постановка режиссера Ильи Леонова интересная и современная. Ее главные герои – те самые битлы, которые живут обычной жизнью, общаются друг с другом, с близкими, с поклонниками. Вопрос, почему группа распалась, в пьесе не поднимается. Режиссер отмечает, что спектакль – отнюдь не памятник группе «Битлз», а актеры не изображают реальных Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра – они как бы играют в этих героев. Постановка создана на основе реальных документальных материалов, писем участников группы и отчасти дополнена фантазиями режиссера.

В этом году Смоленский камерный театр привез на фестиваль сразу две работы. Вторая постановка – пластический спектакль «12 стульев», в котором артисты рассказывают историю с помощью движений и жестов. В прошлом году смоленский спектакль «Шинель» — тоже пластическая постановка – стал настоящим хитом фестиваля, но артисты обещали, что нынешние «12 стульев» режиссера Александры Ивановой в разы превзойдут прошлогодний показ. Но… кажется, немного не рассчитали свои силы. Произошло достаточно частое явление в профессиональном театральном мире,  когда увлекшись определенной  формой, режиссеру и артистам кажется, что они создали шедевр. Но в этот раз, увы, шедевра не получилось. Получилось органичное, технично выстроенное, отчасти интерактивное сценическое действие, но шедевральный спектакль так и не сложился. Тем не менее, «12 стульев» получили диплом «За последовательное развитие музыкально-пластического направления в драматическом театре».

Пьеса «Богатые невесты» Лобненского драматического спектакля «Камерная сцена» оказалась выдержана в безупречном классическом духе, что, впрочем, характерно для работ этого театра, в частности, главного режиссера театра Николая Круглова. В первую очередь, нужно отметить женские характеры спектакля. Нельзя забывать, что именно в женской сути Александр Островский видел основу мироощущения и мироустойчивости, находил в своих героинях отражение основы человеческой, которая дает надежду на завтрашний день. И Николаю Круглову удалось безупречно сохранить этот мотив, столь важный для автора. Героини спектакля органично соответствуют своим драматическим прообразам, заставляя зрителя, возмущаться несправедливости, смеяться над нелепостями и искренне сопереживать Валентине, чья судьба лежит в центре сюжета. Неплохие костюмы, точное следование авторской идее, тонкая игра актеров – все это можно отнести к несомненным удачам режиссерской работы. Одно из немногих замечаний к постановке – упрощенная сценография, которая мало отражает индивидуальность произведения. Впрочем, подобные вопросы есть к большинству спектаклей нынешнего фестиваля.

На обсуждении специально приглашенный на спектакль театральный критик Лана Гарон отметила, что смотрела пьесу с огромным интересом, как обычный зритель, следуя за тем, куда «вырулит» сюжет, и что произойдет дальше.

Спектакль получил диплом «За приобщение зрителя к отечественной театральной культуре – духовному наследию России», а Заслуженная артистка РФ Галина Лысенко, сыгравшая Анну Афанасьевну, — диплом за лучшую женскую роль второго плана.

Настоящей сенсацией «Долгопрудненской осени» стала постановка «Падение в жизнь» московского инклюзивного театра «Резонанс» при КСРК Всероссийского общества слепых. Здесь наравне с обычными артистами играют актеры с ограниченными возможностями здоровья. В данном случае – с ограничениями по зрению. Драматический сюжет, выстроенный режиссером Ириной Некрасовой, – известная актриса перед смертью вспоминает всю свою жизнь – переплетается в то же время с романтическими мотивами, а также дает оценку внутренним ценностям, которые есть у каждого человека. Что важнее – главная роль или настоящая любовь? Стоит ли собственная жизнь мимолетной неудачи? На все эти вопросы отвечает умирающая Примадонна и ее собеседница – она же в юности. Спектакль – это рассказ о маленькой человеческой жизни, которая разрастается до большой. Пожилая женщина то с тоской, то со смехом вспоминает свою молодость, успех и разочарования, она вспоминает сыгранные роли: Гертруды из «Гамлета», Нины Заречной из «Чайки», она беседует с собой – юной девушкой – в разные периоды собственной жизни. Юная Примадонна пытается «вытащить» себя из предсмертного состояния, и на какое-то время ей удается отсрочить последний миг. Умирающая женщина переосмысливает прожитые годы и ценности, главными из которых оказываются вовсе не аплодисменты и роли, а любовь и шелест весенних листьев во дворе ее детства. Ей дается возможность взвесить ценность своей жизни и понять, что самое важное из нее она унесет с собой. Главную роль исполнила Ирина Кравченко – актриса не профессиональная, но проведшая на сцене 30 лет. Ирина –  незрячая, но при этом она невероятно страстно, ярко доносит свою игру до зрителя в зале. Она играет, не видя реакцию зрителей, не видя света софитов, не видя сценического пространства, но делает это с такой мощью и самоотдачей, на которые способен не каждый профессиональный артист. Спектакль занял III место по внеконкурсной программе, а также получил диплом «За самоотверженный сценический труд и утверждение силы человеческого духа». Из замечаний жюри – много лишнего в сценографии, что отвлекает зрителей от происходящего на сцене. По мнению председателя жюри Ольги Сенаторовой, в данном случае достаточно было бы черного пространства и коридора, который видит человек в свой последний момент. «Чувствуется интонация шедевральности» — так прокомментировала просмотренный спектакль Лидия Богова.

Третье место во внеконкурсной программе постановка «Падение в жизнь» разделила с моноспектаклем в исполнении Тамары Селезневой «Ночевала тучка золотая» театра «НИКИНДОМ» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Ники Косенковой. Она же выступила режиссером-постановщиком в этой работе. Этот же спектакль удостоен диплома «За утверждение гуманистических ценностей в работе с молодежью».

Еще один спектакль, впечатливший и жюри, и зрителей, и коллег по театральному цеху – «Не бросайте пепел на пол» по рассказу Елены Скороходовой – Сергиево-Посадского «Театрального ковчега». История, где случайно встречаются два одиноких по сути человека – мужчина и женщина. Он – успешный бизнесмен из столицы, случайно оказавшийся в провинциальном поселке, которого, возможно, и на карте-то нет. Она – уставшая от монотонности жизни уборщица в местном кинотеатре. Хотя… кому здесь нужен кинотеатр? «Я тут хозяйка на три километра в округе» — эта ненароком оброненная фраза еще больше подчеркивает, в каком одиночестве пребывает женщина. Комичность начала спектакля дает возможность в дальнейшем глубже проникнуть в проблемы героев, когда выясняется, что у обоих в жизни все далеко не благополучно. Он живет в Москве с красивой, но давно не любимой и изменяющей ему женой, она в своей глубинке – мечтает о простом женском счастье. На протяжении всего спектакля безупречная игра Геннадия Хасанова и Марины Петуховой удерживает внимание зрителей. Немалый вклад в эту безупречность, без сомнения, внес и режиссер Олег Нагорничный, взявшийся за довольно сложную работу – постановку по произведению современного автора. Очень точно удалось изобразить «эстетику бедного театра», где происходит действие: облезлые стены, пустые дыры, в которых должны быть кинопроекторы. Спектакль выдержан в жанре притчи, его смысл – очищение от всего стороннего, зыбкого, ненужного. Переломным моментом становится сцена из кинофильма Федерико Феллини «Джинджер и Фред», во время просмотра которого герои на время преображаются, забывают о внешнем мире, и все вокруг них и между ними преображается, настолько сюжет фильма заполняет пространство. Она даже становится похожа на Джульетту Мазину в этот момент. В финале спектакля выясняется, что кинотеатр – разрушенный когда-то храм, стены светлеют, и на них проявляются образа. Очень символично, что этот спектакль родился именно в Сергиевом-Посаде, городе, как никаком другом приближенном к православной культуре очищения, которой пронизана постановка. Как отметила Ольга Сенаторова, возможно выход с иконами в конце спектакля несколько настойчив, но именно он приходит на помощь героям, оказавшимися заложниками внешнего суетного мира. Совет режиссеру – тщательнее проработать знаки, которые местами появляются по ходу пьесы, чтобы они стали более понятны зрителю. Спектакль получил диплом «За сценическое утверждение духовно-нравственных ценностей жизни Человека», а также приз в Специальной номинации-2017«Современная история любви», включенной в список награждений по инициативе  депутата городского Совета депутатов Елены Андреевой.

Совершенно особенное место в фестивальной афише заняло «Щедрое дерево» — постановка Чеховского городского театра по сказке-притче Шэла Сильвертейна. Жанр притчи режиссеру Наталии Лобановой удалось выдержать полностью, при просмотре пьесы задумываешься о смысле жизни и о всеобъемлющей силе любви – насколько она может быть глубока и… щедра. История сказки – дерево дружит с мальчиком, который, подрастая, все реже и реже приходит к своему другу. Сперва дерево отдает юному другу свои яблоки на продажу, когда тому нужны деньги, далее – ветки для строительства дома, а потом и ствол, чтоб друг мог построить лодку. Когда мальчик становится стариком, он возвращается к дереву, но от того остался лишь пенек. Но именно это то, что нужно уже постаревшему и уставшему человеку – присесть отдохнуть. И дерево счастливо, что может предложить другу эту, казалось бы, малость. Дерево воссоздается на сцене силами актерского ансамбля – это сплетение человеческих тел, которых по мере отдачи деревом частиц себя, становится все меньше. Этот эффект живого дерева, которое в течение спектакля проживает свою трагическую жизнь, с невероятной силой передает атмосферу притчи – зритель чувствует и любовь, и тоску, и страдания, и счастье, которые испытывает дерево. Замечательная работа актерского ансамбля была отмечена не только зрителями, но и жюри. По мнению Ольги Сенаторовой, это тот редкий случай, когда в спектакле есть настолько наполненный сценографический образ, который развивается по ходу спектакля, меняя отношение зрителя и к происходящему, и  к главному герою. И это – очень перспективный путь для театра. «Щедрое дерево» получило Специальный приз жюри фестиваля «Лучший спектакль для детей».

Особое внимание хочется обратить на работу санкт-петербургского коллектива Театра Нового Зрителя «Синтез» — постановку «Нас осталось совсем немного» по произведению Рэя Брэдбери «Нищий с моста О`Коннелл», которая заняла I место во внеконкурсной программе. Если рассматривать спектакль как синтез ряда компонентов, то одним из важнейших составляющих остается, конечно, смысловая нагрузка постановки «Нас осталось совсем немного» режиссеров Андрея Лунина и Елены Озирной – идеальный, пожалуй, пример, такого спектакля, в котором есть целостность, емкость характеров персонажей, грамотно выстроенное сценическое пространство и, конечно же, смысл – не только внешний, но и, так сказать, закадровый. Это танцевально-пластический эксперимент, спектакль-балет. Герой спектакля всегда подает попрошайкам, лишь мимо одного нищего на мосту он проходит мимо. Почему? Потому что тот не протягивает руку, не склоняет голову, чтобы ему подали монету. В нем есть достоинство человека, который не желает, чтобы его видели униженным. На протяжении спектакля зрители наблюдают, как герои разбираются в своих чувствах, как переплетаются их жизни. Спектакль заставляет задуматься о гордости и предубеждениях, о том, чем просящий отличается от дающего, а также о том, что ждет каждого – ведь судьба непредсказуема, и уже завтра мы можем оказаться на месте того, мимо кого сегодня с презрением проходим мимо. Также спектакль отмечен дипломом «За авторское воплощение философских смыслов современности».

Еще один неожиданный моноспектакль представил московский «Ведогонь-театр». Пьеса «Праздник» была написана покойной актрисой Ленкома Наталией Заякиной специально для своей подруги Лилии Шайхитдиновой, сыгравшей двух бывших одноклассниц из провинциального городка. Накануне 20-летия с окончания школы бывшие подруги пишут друг другу письма и созваниваются. Несмотря на разные, казалось бы, судьбы – одна осталась жить на периферии, вторая уехала в Москву и стала актрисой – жизнь обеих оказывается полна одиночества, тоски, но обе стараются не унывать. У первой – рутинная жизнь, у второй – роли Снегурочек, из которых она вот-вот «вырастет» в связи с возрастом. Лилии Шайхитдиновой удается моментальное перевоплощение из провинциалки в столичную артистку. Спектакль смешной и грустный одновременно, это рассказ о маленьких людях большой страны, которые, несмотря на свою «малость», остаются достойными, сильными, собранными, готовыми жить полной жизнью, и в меру своих возможностей ее украшать. «Праздник» занял II место во внеконкурсной программе и был отмечен дипломом «За спектакль, рожденный судьбой и творчеством» — ведь это действительно авторская работа с настоящей историей – дружбы и взаимопонимания.

Гран-при отдали спектаклю «Последняя любовь императрицы» по пьесе Алексея Толстого «Любовь – книга золотая» Дмитровского драматического театра «Большое гнездо». Надо сказать, что режиссер спектакля Дмитрий Юмашев два года назад уже уезжал из Долгопрудного с главным призом – за постановку «Дураки» Нила Саймона. Перед началом фестиваля дмитровский театр решил было заменить «Императрицу» и привезти другой спектакль – «Женитьбу Фигаро». Дело в том, что в сентябре ушел из жизни один из лучших артистов труппы – Тимофей Розуменко, который на протяжении нескольких лет подряд получал на «Долгопрудненской Осени» главную мужскую роль второго плана. Он был занят в спектакле «Последняя любовь императрицы», и на ввод нового актера не оставалось времени. Однако буквально за день до показа режиссер Дмитрий Юмашев принял решение, и спектакль все-таки был показан на фестивале.

– Было огромное желание показать именно этот спектакль, — рассказывает Юмашев. – Он, конечно, намного интересней для фестиваля, он свежий, эмоциональный, трогательный. Очень приятно, что мы не прогадали.

Постановка действительно оказалась яркой, свежей, интересной зрителю, абсолютно не банальной, как это часто случается с пьесами, поставленными по историческому материалу. Надо сказать, что «Последняя любовь императрицы» также как и долгопрудненский спектакль, создавалась в рамках субсидии по проекту «Театры малых городов», и, разумеется, также в очень сжатые сроки. Что никак не повлияло на масштаб постановки и ее качество. Дмитровский театр представил действительно качественный спектакль большой формы – с потрясающими костюмами, продуманными декорациями, оригинальными режиссерскими решениями и хорошими актерскими работами. В основе комедийного сюжета – любовь фаворита Екатерины Великой к ее крестнице. Нелепость ситуации заключается в том, что сама же императрица поведала юной княгине о превратностях тайной любви и веселой светской жизни. Реальный исторический момент, заложенный в сюжет, режиссер Дмитрий Юмашев вынес в своей постановке не первым планом. Главная идея, прослеживающаяся в его работе – очень современна и несет в себе мораль довольно рационального свойства. Есть любовь, а есть чувство долга – перед страной, перед традициями Отечества, перед подданными, есть ответственность, которая приоритетней всех сиюминутных увлечений. Ведь далеко не каждый способен устоять перед искушением и выбрать для себя приоритетом сверхчеловеческую мотивацию. Кроме Гран-при спектакль увез также диплом за лучшую женскую роль, которую присудили Марии Вавилонской, сыгравшей Екатерину, и диплом «За художественную целостность и яркий актерский ансамбль».

Впервые на фестивале не стали присуждать лучшую мужскую роль, не обнаружив достойного кандидата. Еще одной отличительной особенностью награждения этого года стали специальные номинации, учрежденные долгопрудненской общественной организацией «Клуб любителей театра «Театральный дом» под руководством Татьяны Афониной. Городские театралы сами выбрали «Самый уютный спектакль»  и вручили награду Театрально-концертному центру «Щелковский театр» за спектакль «ЛяЛьКи» режиссера Светланы Погодиной. Это пьеса была выпущена к 70-летию Великой Победы, она рассказывает о любви, о верности, о женщинах и судьбах, которые были сломаны войной, о жизни на изломе и пределе человеческих возможностей, когда чувства, нервы – все обострено, обнажено, когда ты знаешь, что завтра может не наступить никогда.
Это спектакль-посвящение подвигу нашего народа в тяжелые годы Великой Отечественной войны, — говорит режиссер-постановщик спектакля и художественный руководитель театра Светлана Погодина. Актер спектакля Андрей Трубин получил диплом за лучшую мужскую роль второго плана, а также «ЛяЛьКи» удостоились диплома «За трепетное и убедительное раскрытие духовно-нравственных ценностей народа в Великую Отечественную войну».
Без внимания не остался ни один из спектаклей – все получили не просто дипломы за участие, жюри, присуждая призы, отметило особенность каждой работы. К примеру, долгопрудненский любительский театр «Конфетти» за спектакль «Ленточка судьбы» получил диплом «За последовательное развитие любительского театра и вовлечение в творческий процесс новых талантов», спектакль «Большое сердце маленького Хрю» театра «Зазеркалье из Серпухова» — диплом «За яркую театральность и умный диалог с детской аудиторией», а Московский областной государственный театр кукол – диплом «За экспериментальный поиск новых средств выразительности в современном театре кукол». Пушкинский музыкальный театр за «Ледяную сказку» удостоен диплома «За поиск новых сказочных сюжетов и выразительных средств», «Проделки вредной вороны» воскресенского театра ростовых кукол «Софит» заслужили диплом «За подвижничество, за стихию радости и вдохновения в работе с детской аудиторией». Спектакль «Дюймовочка» химкинского театра «Наш дом» не только разделил звание лучшего спектакля для детей по оценке зрителей с долгопрудненским «Веселым Роджером», но и заслужил диплом «За яркое сценическое воплощение сказки Ганса-Христиана Андерсена». В свою очередь коллектив Ступинского муниципального театра МАУК «Ступинская филармония» уехал с дипломом  «За поиск новых сценических средств в интерпретации классики» за спектакль «Медведь» по одноименному произведению Антона Павловича Чехова, а Студенческий театр МГОУ за постановку «Мышеловка» был отмечен дипломом «За смелость в сценическом освоении сложных поворотов сюжета в жанре детектива».

Во время круглого стола на тему «Театральная реальность Подмосковья» — 2017», прошедшего в последний день «Долгопрудненской Осени»  члены жюри подвели итоги фестиваля. Один из главных советов режиссерам – обращать больше внимания на сценографию, не делать ее статичной, стараться индивидуализировать каждый предмет, задействованный в сценическом пространстве. Либо наоборот – если спектакль не требует перегрузки «кадра» лишними предметами, стараться создавать место действия как можно более открытым и лаконичным, чтобы не отвлекать внимание зрителей от происходящего на сцене. Был поднят вопрос и авторских спектаклей. Как отметили члены жюри, «если режиссер берется за авторскую постановку, то это должен быть не наспех слепленный спектакль», а работа с особой историей, несущей в себе смысл и индивидуальность. Когда речь зашла о детских спектаклях, Лев Титов, на протяжении многих лет работающий с молодыми режиссерами и актерами, посоветовал особенное внимание обращать на связь со зрителями, которым адресована постановка. По его мнению, ребенок – самый чуткий зритель, и нужен особый талант, чтобы добиться его внимания и вовлечь в сюжет спектакля. Полное отсутствие контакта со зрителем – это самый драматический момент во время детского спектакля. Легче всего сегодня применить интерактивное общение артистов со зрительным залом, но, как считает Титов, этот формат слишком примитивен и не несет в себе той задачи, которую должен ставить перед собой театр. Он подчеркнул, что акцент на обратной связи достигается, в том числе и за счет драматургии, выбранной для постановки. В качестве примера идеальных для детских постановок авторов он привел в пример Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Ганса Христиана Андерсона – словом, самых-самых детских авторов. «Взять, к примеру, Чуковского, — говорит Лев Титов. – У него каждая строчка визуализируется, рождает своего рода видеоряд, начиная от «одеяло убежало», до «мой зайчик попал под трамвай!». Хочу обратить внимание, что очень важно выбрать материал, в котором можно было бы проявить свои режиссерские способности и талант коллектива, а не брать то, что кажется модным или легким для постановки. Сохраните эту мысль – отбор качественного материала – один из важнейших факторов удачного спектакля».

— Ощущение после фестиваля остались очень насыщенные, большинство ожиданий оправдалось, — отмечает директор театра «Город» и один из организаторов «Долгопрудненской Осени» Жаннета Арутюнян. – В этом году фестиваль был довольно сложным, это коснулось и ряда технических вопросов и организационных решений, и работы жюри, которому пришлось отсматривать по 3-4 спектакля в день. Несколько театров, заявленных в афише, в последний момент не смогли приехать (Истринский драматический театр и Московский областной государственный театр юного зрителя), два театра – также в последний момент – приняли решение представить совсем не те спектакли, которые были заявлены ранее. Для нескольких постановок требовалась организация сложных технических эффектов. Но организаторы и участники фестиваля сумели решить сложные задачи, преодолеть трудности, показать интересные разноплановые постановки, побороться за Гран-при, и отметить, что позитивных и конструктивных моментов было намного больше, чем разочарований. Поэтому Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская Осень» — 2017», безусловно, удался».

В настоящее время уже начали поступать заявки на участие в фестивале «Долгопрудненская Осень» 2018 года, который намечен на 26 октября – 2 ноября 2018 года.

Людмила КОЛМАНОВСКАЯ

http://www.strast10.ru/files/sb-6206-2018-webnew.pdf

Написать ответ