Наука, открывающая жизнь

В театре «Город» состоялась премьера спектакля об ученом Петре Капице

«Открытие жизни» — так называется новый спектакль, премьера которого прошла 21 сентября в театре «Город». В центре сюжета – жизнь, любовь, творчество и поиски правды Петра Капицы – Нобелевского лауреата, физика, инноватора, одного из основателя МФТИ. Человека, имя которого и сейчас неразрывно связано с нашим городом.

СОЗИДАТЕЛЬНАЯ КОМАНДА

Преданность своему делу, борьба за прогресс, противоречивые взаимоотношения с советской властью и, несмотря ни на что, любовь к Родине, а еще – настоящие Любовь Орлова и Фаина Раневская – все это есть в новом спектакле, который поставил главный режиссер театра «Город» Антон Преснов по пьесе, написанной драматургом Евгением Вильтовским. Капица говорил: наука — это созидание. Театр – это тоже созидание, именно поэтому новая постановка наверняка органично вольется в репертуар и очень скоро займет место в списке самых любимых долгопруденцами спектаклей. Роли в «Открытии жизни» исполнили Роман Дудич (Петр Капица), Алена Маклцова (Анна Крылова), Олеся Агрызкова (Власть), Лаура Аутюнян (Шура Клушина, Зиночка), Игорь Гололобов (Бернард Шоу), Иван Рак (Лорд Астор), Ирина Вершкова (Любовь Орлова, Леди Астор), Виктория Соловьева (Фаина Раневская), Павел Князьков (Григорий Александров), Галина Королева (Культорганизатор), а также Дмитрий Корнеев – воспитанник театральной студии «Город», который сыграл маленького Сережу Капицу.

Неоценимую роль в работе над постановкой сыграли также директор театра «Город» Жаннета Арутюнян, являющаяся автором идеи спектакля, театральный критик Ольга Сенаторова – автор текста концепции спектакля, хореограф – участник молодежной программы Большого театра Леонид Хожаинов, музыкальный редактор – лауреат премии «Золотая Маска» Мариам Барская, художник по свету Владимир Курзанов, сценограф Лилия Шишкина, заведующий постановочной частью Андрей Долотов, звукорежиссер Евгений Яшин, художники по костюмам Татьяна Цыганова и Анастасия Федорова.

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ИСТОРИЕЙ

Как отмечает Антон Преснов, работа над спектаклем «Открытие жизни», также как и над остальными постановками трилогии о Долгопрудном стала лично для него важнейшим вектором развития творческого потенциала. Конечно же, все жители Долгопрудного гордятся своей причастностью к одному из лучших вузов мира. Очень хотелось рассказать об истории его создания через историю человека – ПетраКапицы, и не просто рассказать – а сделать это театрализовано. Ведь за историей любого учреждения стоит история людей его создававших, двигавших, тех, кто боролся за свои идеи и принципы. Судя по реакции зрителей, отмечает Антон Преснов, это удалось.

НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

В спектакле «Открытие жизни» использованы архивные документы, в том числе ранее нигде не публиковавшиеся, письма Капицы Сталину и членам правительства, записки и выдержки из дневников. Как отмечает драматург Евгений Вильтовский, несмотря на яркую и динамичную подачу материала, первооснова и каркас пьесы – это реальные события и реальные прототипы людей, окружавших или эпизодически встречавшихся, но своей встречей совершивших своего рода переворот в жизни главных героев. Так, например, упоминаемые в спектакле художник Кустодиев, писатель Шоу, лорд и леди Астор, киноактрисы Орлова и Раневская, кинорежиссер Александров, ставшие персонажами — это люди, действительно встретившиеся на пути Петра Леонидовича Капицы и повлиявшие в разной степени на его дальнейшую жизнь и поступки. Тоска по Родине и встреча в поезде с Бернардом Шоу спровоцировали поездку в СССР, после которой вернуться в Кембридж стало невозможно. Во время опалы Петру Капице довелось работать консультантом в кинокартине Григория Александрова «Весна», что помогло героям картины, разговаривая в языком метафор на темы ядерной физики, выглядеть убедительно и не скатиться в фарс. Вильтовский признается: сложными были и подготовительный период, и написание пьесы, и выпуск спектакля. Чтобы донести до зрителя истинный смысл тем, поднимаемых в постановке, он провел сотни часов за работой с архивами.

ПУТЬ К МЕЧТЕ

По мнению автора идеи трилогии о Долгопрудном, директора театра «Город» Жаннеты Арутюнян, в спектакле удалось выделить и показать главное – не только работу Петра Капицы на благо Родины, но и осуществление его мечты – создание института, по своим возможностям не уступающего Кембриджу. Несмотря на сложные взаимоотношения с советской властью, ученый сумел не потерять себя, продвигая науку и преодолевая на пути к своей мечте все возможные и невозможные преграды.  Результат его жизни и работы – Московский Физико-технический институт, являющийся сегодня  авангардом современной науки и не только в Российской Федерации, но и во всем мире, взрастивший не одного Нобелевского лауреата, в лабораториях которого возможно в эту самую минуту совершаются открытия, аналогов которым нет.

Людмила КОЛМАНОВСКАЯ

Фото Алексей Нагнибеда

Написать ответ