Наука, открывающая жизнь

В театре «Город» состоялась премьера спектакля об ученом Петре Капице

Ровно год назад в 2017 году в Долгопрудном в рамках Федерального партийного проекта «Культура малой Родины. Театры малых городов» руководством Долгопрудненского театра «Город» был инициирован и стартовал уникальный сценический проект – театральная трилогия об истории города. Трилогия «Город высокого полета» предполагала создание комплексного театрального проекта, постановочная работа над которым рассчитана на три сезона (2017-2019 годы).

НАУКА, ТВОРЧЕСТВО И ПАТРИОТИЗМ

В прошлом театральном сезоне гости театра смоги увидеть два спектакля: «Город мечты!» для взрослой аудитории — о становлении сегодняшнего Долгопрудного с момента его зарождения в виде поселка Дирижаблестрой в 1932 году, и для детской аудитории «Город мечты! Век XXI». Спектакли патриотического содержания так полюбились зрителям, что на протяжении всего сезона собирали аншлаги.

Создание этого проекта является не только важной социально-культурной и гражданской акцией театра, но и содержит мощный интерактивный просветительский потенциал.

Все мероприятия по поддержке творческой деятельности муниципальных театров Московской области стали возможны благодаря инициативе фракции «Единая Россия» Государственной Думы Российской Федерации. Осознавая актуальность поддержки репертуарных театров России, как главных носителей традиционных духовно-нравственных ценностей, а также хранителей отечественной профессиональной школы психологического театра, запланированный комплекс мероприятий обеспечивает сохранение и развитие репертуарных театров малых городов России, что способствует продвижению в обществе статуса культуры как национального приоритета, развитию деятельности репертуарных театров, направленной на гуманизацию национального самосознания, укрепление духовных основ российского общества, формирование и укрепление гражданской идентичности.

Администрация и коллектив Долгопрудненского театра «Город» благодарны партии «Единая Россия», Министерству культуры Московской области, Администрации города Долгопрудного за возможность полноценной профессиональной реализации творческих планов театра в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на благо развития гражданской и творческой идентификации личности, человека, составляющих главное достояние государства.

Начало нынешнего 28-го сезона в театре «Город» ознаменовалось премьерой третьего спектакля трилогии. Постановка «Открытие жизни» рассказывает о жизни, любви, творческих поисках Петра Капицы – Нобелевского лауреата, физика, инноватора. Имя этого Человека  и сейчас неразрывно связано с Долгопрудным: здесь находится Московский Физико-технический институт, один из основателей которого — Капица, а также лучшее среднее образовательное учреждение Подмосковья – физико-математический лицей, названный именем ученого.

НАШ ОТВЕТ КЕМБРИДЖУ

Документальный спектакль «Открытие жизни», главным героем которого стал Петр Капица рассказывает о жизни ученого, его семье, преданности своему делу, борьбе за прогресс, противоречивых взаимоотношениях с Советской властью, и – о любви к Родине. Новая премьера долгопрудненского театра «Город» прошла с абсолютным аншлагом и уже заняла свое почетное место в списке самых любимых долгопрудненцами спектаклей, ведь, как и наука, театр – это территория созидания, а что может быть созидательнее, чем узнавать новое об истории родного города? Имя Петра Капицы на протяжении многих десятилетий ассоциируется с Долгопрудным. Именно здесь находится его «мечта», воплощенная в жизнь, – один из известнейших в мире вузов, Московский Физико-технический институт, который Капица создавал как наш ответ Кембриджу.

Автором идеи спектакля, написанного драматургом Евгением Вильтовским и поставленного главным режиссером «Города» Антоном Пресновым, стала директор театра Жаннета Арутюнян, автором текста концепции – один из самых известных в России театральных критиков и деятелей театра Ольга Сенаторова. Роли в «Открытии жизни» исполнили Роман Дудич (Петр Капица), Алена Маклецова (Анна Крылова), Олеся Агрызкова (Власть), Лаура Аутюнян (Шура Клушина, Зиночка), Игорь Гололобов (Бернард Шоу), Иван Рак (Лорд Астор), Ирина Вершкова (Любовь Орлова, Леди Астор), Виктория Соловьева (Фаина Раневская), Павел Князьков (Григорий Александров), Галина Королева (Культорганизатор), а также Дмитрий Корнеев – воспитанник театральной студии «Город», который сыграл сына ученого – Сергея Капицу в детстве.

Неоценимую роль в работе над постановкой сыграли также хореограф Леонид Хожаинов – участник молодежной программы Большого театра; музыкальный редактор – лауреат премии «Золотая Маска» Мариам Барская; художник по свету Владимир Курзанов, сценограф Лилия Шишкина, заведующий постановочной частью Андрей Долотов, звукорежиссер Евгений Яшин, художники по костюмам Татьяна Цыганова и Анастасия Федорова.

КЛЮЧ К СЕРДЦУ ЗРИТЕЛЯ

По словам главного режиссера театра «Город» Антона Преснова, работа над спектаклем «Открытие жизни», также как и над остальными постановками трилогии о Долгопрудном стала лично для него важнейшим вектором развития творческого потенциала:

— Я родился и живу в Долгопрудном, и мне было очень интересно работать над этими спектаклями, узнавать подробности об истории города и тех мест, которые мне знакомы с раннего детства. Московский Физико-технический институт находится в нашем городе и его история неразрывно связана с историей и становлением нашего города. Конечно же, мы – жители Долгопрудного – гордимся своей причастностью к одному из лучших вузов мира. Очень хотелось рассказать об истории его создания через историю человека – Петра Капицы, человеческих взаимоотношений, и не просто рассказать – а сделать это профессиональным языком театра. Ведь за историей любого учреждения стоит история людей его создававших, двигавших, тех, кто боролся за созидательные идеи и принципы. Судя по реакции зрителей, нам это удалось. Кроме того, после спектакля я получил ряд позитивных отзывов от профессионалов, мнение которых очень важно для меня.

Драматург Евгений Вильтовский считает, работа над спектаклем «Открытие жизни стала настоящим вызовом для всей постановочной команды. Разумеется, первым этот вызов пришлось принять именно ему – автору пьесы. Среди первоочередных задач перед Евгением стояли знакомство с архивными документами тех периодов, на которые опирается документальная часть постановки, а также разработка взаимосвязи интересных ходов и событийных моментов с исторической достоверностью. Ведь, несмотря на яркую и динамичную подачу материала, первооснова и каркас пьесы – это реальные события и реальные прототипы людей, окружавших или эпизодически встречавшихся Петру Капице, но в той или иной степени сыгравших в его судьбе важное значение. Так, например, упоминаемые в спектакле художник Борис Кустодиев, писатель Бернард Шоу, лорд и леди Астор, киноактрисы Любовь Орлова и Фаина Раневская, кинорежиссер Григорий Александров, ставшие персонажами спектакля – это люди, встретившиеся на пути ученого и повлиявшие в разной степени на его дальнейшую жизнь. Например, тоска по Родине и встреча в поезде с Бернардом Шоу спровоцировали поездку в СССР, после которой вернуться в Кембридж оказалось невозможно. Во время опалы физику довелось работать в качестве консультанта в кинокартине Григория Александрова «Весна», что позволило артистам, разговаривая в фильме языком метафор на темы ядерной физики, не скатиться в фарс и выглядеть максимально достоверно.

Честно признаюсь, — говорит Евгений Вильтовский, — сложными были и подготовительный период, и написание пьесы, и выпуск спектакля. Чтобы донести истинный смысл тем, поднимаемых в постановке, я провел сотни часов, работая с множеством источников – в библиотеках с архивными документами, музеях, консультируясь с историками и физиками.

В спектакле «Открытие жизни» использованы архивные документы, в том числе ранее нигде не публиковавшиеся, письма Капицы Сталину и членам правительства, записки и выдержки из дневников. На вопрос, как удалось на основе довольно сухих исторических фактов написать столь интересный и непосредственный материал, драматург признается, что сумел отстраниться от агитационных и политических тем, благодаря долгим поискам стиля и нюансов в разговоре со зрителем, в  результате чего был найден ключ, позволивший рассмотреть судьбу великого ученого под призмой того, что будет интересно аудитории. Так родилась динамичная театральная история, не отпускающая зрителя на протяжении двух действий спектакля.

МФТИ – ТЕРРИТОРИЯ ДОЛГОПРУДНОГО И ОТКРЫТЫХ ГОРИЗОНТОВ

Автор проекта и идеи спектакля, директор театра «Город» Жаннета Арутюнян отмечает, что постановки об истории Долгопрудного пользуются неизменным успехом у зрителей. По ее мнению, спектакль «Открытие жизни» уже получил признание и любовь не только горожан, — его ждут дальние горизонты.

— Мы стараемся брать уникальные темы, но при этом близкие нашим зрителям, которые помогают проникнуться ощущением своей сопричастности к тому, что происходит на сцене, — говорит Жаннета Арутюнян. – Московский Физико-технический институт появился в Долгопрудном в 1946 году, и с тех пор его имя неразрывно связано с нашим городом. Многие студенты, которые приехали учиться в МФТИ, в итоге остались здесь – нашли работу, создали семьи, стали долгопрудненцами, стали частью истории и современного потенциала города. Те, кто продолжили научную работу в других городах и странах, увезли с собой самую дорогую память о студенческих годах, первых открытиях, мудрые наставления преподавателей, знания о «большой истории» небольшого Подмосковного города Долгопрудный.  МФТИ – один из самых мощных современных научных кластеров в мире, а для долгопрудненцев — это, несомненно, часть жизни нашего города.

По мнению Жаннеты Арутюнян, в спектакле удалось выделить и показать главное – не только работу Петра Капицы на благо Родины, но и его путь к осуществлению мечты – созданию института, по своим возможностям превзошедшего Кембридж. Несмотря на сложные взаимоотношения с советской властью, ученый сумел не потерять себя, продвигая науку и преодолевая на пути к своей мечте все возможные и невозможные преграды.  Результат его жизни и работы – Московский Физико-технический институт, являющийся сегодня  авангардом современной науки не только в Российской Федерации, но и во всем мире, взрастивший Нобелевских лауреатов, в лабораториях которого совершаются открытия, аналогов которым нет.

СПЕКТАКЛЬ, НАПОЛНЯЮЩИЙ ГОРДОСТЬЮ

Надо отметить уникальность спектакля в разрезе всего репертуара театра «Город». Без ложной скромности можно сказать, что в кратчайшие сроки удалось создать настоящий профессиональный шедевр, и речь не только о драматургическом материале. В постановке присутствует сложная музыкальная партитура – такого количества музыкальных переходов (более 80) и тем (более 50) на данный момент нет ни в одном спектакле театра. Благодаря музыкальному редактору спектакля, Лауреату премии «Золотая маска» Мариам Барской, все темы и переходы удалось плавно и органично воссоединить, расположив таким образом, что они не просто органично соседствуют друг с другом, но и создают в спектакле единую атмосферу.

Также в спектакле использована замысловатая световая партитура: в пьесы много динамичных смен места действия, из-за чего используется «киносистема» монтажа сцен, где герои из одного пространства перемещаются в другое. Как отмечает художник по свету Владимир Курзанов, это очень трудоемкая работа, соответствующая современным требованиям и технологиям современного театра и потребовавшая немало сил и времени со стороны постановочной группы.

Но, конечно же, самое главное – это тон повествования, заданный режиссером Антоном Пресновым, который сумел поставить спектакль так, что он удивил и вдохновил даже постоянных зрителей театра «Город», и безоговорочно попал в зрительские сердца. «Открытие жизни» в постановке Антона Преснова – это неподдельный современный патриотизм, это история человека, рассказанная так искренне, что внутри каждого зрителя рождается чувство гордости и благодарности за подвиг, совершенный советскими учеными. Это спектакль, который заставляет посмотреть по-новому на МФТИ – институт, название которого на слуху у каждого долгопрудненца, у каждого ученого в мире. «Открытие жизни» — это тонкий современный спектакль полифоничного направления, несущий в себе и патриотическую идеологию, и серьезный драматургический каркас, и яркую внешнюю форму, и комедийные и гротесковые эпизоды, не оставляющие зрителей равнодушными.

Людмила КОЛМАНОВСКАЯ

Написать ответ