Примадонны вышли «в бой» и победили

Спектакль Ивантеевского Музыкально-драматического театра собрал главные награды «Долгопрудненской Осени»

В октябре город Долгопрудный на неделю стал настоящим подмосковным Бродвеем – здесь прошел XII Областной   театральный фестиваль «Долгопрудненская Осень». Из года в год конкурсная программа фестиваля собирает лучшие коллективы Московской области. А само появление в афише «Долгопрудненской Осени» уже неизменно считается своего рода знаком качества, показателем профессионального уровня каждого театра-участника. Традиционно организаторами фестиваля выступили Министерство культуры Московской области, Администрация г.Долгопрудного, и Долгопрудненский театр «Город», на сцене которого и разворачиваются все главные события фестиваля.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Вот уже 12 лет подряд «Долгопрудненская Осень» считается главным культурным событием Московской области, на которое стремятся попасть профессиональные театральные коллективы не только Подмосковья, но   и других регионов. В чем секрет успеха? По мнению директора театра «Город» Жаннеты Арутюнян, в том, что в течение всего года организаторы долго и тщательно планируют и составляют афишу фестиваля, куда отбираются для показов только лучшие и действительно интересные спектакли. На многие постановки, заявленные к участию, представители оргкомитета ездят лично, отсматривая спектакль на стационарной площадке. На «Долгопрудненскую Осень» в качестве членов жюри приглашаются самые известные театральные деятели Российской Федерации, которые проводят индивидуальный и подробный разбор каждого спектакля после просмотра. Афиша фестиваля «Долгопрудненская Осень» составлена таким образом, что конкурсные показы проводятся в совершенно разное время – и утром, и днем, и вечером, и даже очень поздним вечером, так что каждый, кто хочет приобщиться к театральному искусству, может сделать это, вне зависимости от своего личного графика.

НОВЫЕ ФОРМАТЫ ФЕСТИВАЛЯ

В этом году в «Долгопрудненской Осени» приняли участие 20 театров. Из них 18 подмосковных – Московский областной театр юного зрителя («Винни Пух»), Московский областной театр драмы и комедии («Сон в летнюю ночь»), Московский областной театр кукол («Сказка о капризной принцессе и короле лягушек», Дмитровский драматический театр «Большое гнездо» («Очень простая история»), Театрально-концертный центр «Щелковский театр» («Собаки»), Ивантеевский Музыкально-драматический театр («Примадонны»), Чеховский городской театр («Сердце требует посадки»), Химкинский городской театр «Апрель» («Бешеная балерина»), разумеется, хозяева сцены Долгопрудненский театр «Город» («Город мечты. Век XXI» и «Аладдин») и многие другие, — а также Московский инклюзивный театр «Резонанс» при КСРК Всероссийского общества слепых («Метель») и Театр Нового зрителя из Санкт-Петербурга («Родина»). Четыре из заявленных в фестивальной афише спектакля были показаны в совершенно новом для «Долгопрудненской Осени» формате арт-трансляции. Как объясняет директор театра «Город» и один из организаторов фестиваля Жаннета Арутюнян идея внедрения новой формы работы родилась непосредственно в процессе составления афиши. Выяснилось, что многие из желающих участвовать в конкурсной программе коллективов в этом году поставили новые спектакли больших форм и физически не имеют возможности привести в Долгопрудный масштабные декорации для полноценного показа. Тогда театрам было предложено принять участие «на удаленке» — зрители смогли посмотреть спектакли в видеозаписи на большом экране. Надо сказать, что зрители с большим интересом откликнулись на подобный формат показов, сегодня очень популярный во всем мире.

Еще одно нововведение этого года – расширение спектра площадок, задействованных в фестивале. В прошлом году к основной сцене – театру «Город» присоединилась Долгопрудненская центральная библиотека, где и в этот раз прошел ряд лекций и презентаций, а также в «Долгопрудненской Осени» приняла участие городская Детская школа искусств, на сцене которой был представлен один из спектаклей фестиваля. Кроме того, в этом году у «Долгопрудненской Осени» появился еще один именитый информационный партнер – компания ЦППК активно включилась в работу фестиваля, предоставив призы для конкурсов, которые разыгрывались в ходе фестиваля.

ЖЮРИ РЕШАЕТ… ВСЕ!

Оценивали спектакли конкурсной программы «Долгопрудненской Осени» по уже сложившейся традиции Заслуженный работник культуры РФ, театровед, кандидат филологических наук, Лауреат Государственной премии РФ Лидия Богова, театральный практик, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Московского Государственного института культуры, член Союза театральных деятелей России, Заслуженный деятель искусств РФ Лев Титов, а также председатель жюри Ольга Сенаторова – известнейший театральный критик и аналитик театра, лауреат многочисленных профессиональных премий, член Союза театральных деятелей России, обладатель Знака «Благодарю» Губернатора Московской области, генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» в г. Сочи. Также на отдельные показы были приглашены специальные члены жюри, с учетом специфики постановок. Так, в обсуждениях принимали участие главный дирижер и музыкальный руководитель ряда мюзиклов Международной компании «Стейдж Энтертейнмент», лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Мариам Барская, начальник отдела по работе с государственной властью ПАО «Сбербанк» Наталья Сватко, председатель РОО «Македонский культурный центр» Ольга Панькина, художественный руководитель Независимого мультикультурного театрального проекта Михаил Кайт. Приглашенные эксперты не только оценивали спектакли, но и активно участвовали в фестивальной афише, читая лекции и проводя мастер-классы на площадках «Долгопрудненской Осени».

ТЕАТР ВЫБИРАЕТ СТАБИЛЬНОСТЬ

По мнению жюри, в этом году фестиваль дал довольно-таки неровную картину театрального движения региона, — но это понятно, глупо было бы утверждать, что все коллективы работают в равных условиях: кого-то сдерживает удаленность от столицы и нехватка профессиональных актеров нужных характерных образов, кого-то – недостаточное финансирование, кого-то – отсутствие полноценной площадки для репетиций и постановок. Но, тем не менее, программная афиша «Долгопрудненской Осени» сумела продемонстрировать и зрителям, и профессионалам вектор, что происходит сегодня с подмосковным театром, какие пути развития для себя он выбирает, какие ценностные ориентиры выставляет для себя и своего зрителя. Также можно отметить сразу несколько тенденций, которые очевидно проявились в ходе фестиваля. Во-первых, сегодняшний подмосковный театр стремится к стабильности, это показали практически все коллективы, которые регулярно принимают участие в «Долгопрудненской Осени», также можно говорить о развитии и стремлении к профессиональному росту – особенно очевидно это на примере Щелковского театра. Еще один приятный тренд – активное обращение к детской аудитории. Примерно половину конкурсной программы заняли именно детские спектакли, причем сделанные на достаточно высоком уровне, что отражает уважение театра как к своим маленьким зрителям, так и, собственно, к себе. Ведь, говорит Ольга Сенаторова, детские спектакли надо играть так же, как и взрослые, только еще лучше. Если оценивать детскую афишу фестиваля в целом, можно говорить о том, что за каждым из них стоит серьезная профессиональная работа, сопровождаемая массой затрат – как душевных, так и материальных. Виден тщательный выбор репертуара, основанного как на современном, так и на классическом материале, тщательно продуманная сценография, костюмы, подбор актерского состава. Очевидно, что современный театр всерьез задумывается о том, какими будут их нынешние зрители через 10 лет, способствуя не просто заложению в детские умы и души чувства прекрасного, но и формированию достойного генофонда.

Например, в рамках фестиваля хозяева сцены – Долгопрудненский театр «Город» представил сразу две серьезные полноценные работы для детской аудитории – авторский спектакль «Город мечты. Век XXI», ставший хитом прошлого года, также премьеру нынешнего сезона – рэп-оперу «Аладдин», потрясающую своими декорациями, костюмами, а также демонстрирующую умение артистов говорить со своим юным зрителем на понятном и близком ему языке – в данном случае, рэпа. Также нельзя не упомянуть мюзикл «Две Бабы-Яги» Пушкинского музыкального театра, «Солдатские сказки на все времена» Малаховского Камерного драматического театра «Витражи», «Теремок» Драматического театра «Стрела г.Жуковского. Спектакли «Винни Пух» Московского областного театра юного зрителя, «Конек-Горбунок» Истринского драмтеатра, «Сказка о капризной принцессе и короле лягушек» Московского областного театра кукол.

В целом, рассматривая участников конкурсной программы можно отметить, что все коллективы всерьез подошли к прошлогодним замечаниям жюри, когда практически по каждому спектаклю были отмечены недостатки в сценографии и распределении мизансцен. В этом году практически каждая постановка щегольнула тщательно подобранными декорациями, оптимальными сценографическими решениями и продуманными ролевыми рисунками, позволяющими наиболее полно задействовать сценическое пространство.

ПРИЗОВОЙ ФОНД

По традиции все участники «Долгопрудненской Осени» получили памятные дипломы.  Приз зрительских симпатий завоевала постановка «Собаки» Театрально-концертного центра «Щелковский театр», они же получили диплом участника «За искренность и высокую профессиональную отдачу в утверждении гуманистических принципов жизни». В номинации лучшая женская роль второго плана награда досталась Марине Пантелеевой – актрисе Дмитровского драматического театра «Большое гнездо» за роль Свиньи в спектакле «Очень простая история», мужскую роль второго плана получил ее коллега Олег Хаустов за роль Соседа. Кроме того спектакль «Очень простая история» получил диплом «За глубоко проникновенный подход к сценическому воплощению смыслов бытия». Приз за главную женскую роль фестиваля в этом году присуждать не стали, зато приз «Надежды»  вручили Светлане Добровольской – исполнительнице роли Аси в постановке по произведению Ивана Тургенева Ступинского Муниципального театра. Главную мужскую роль присудили Александру Мельникову – исполнителю роли Джека Гейбла в спектакле «Примадонны Ивантеевского музыкально-драматического театра, также спектакль получил диплом «За яркий актерский ансамбль и владение синтетическим жанром». В номинации «Лучший спектакль по мнению детского жюри» лучшей стала постановка «Аладдин» Долгопрудненского театра «Город» — волшебная восточная сказка, премьера нынешнего театрального сезона. Лучшим же детским спектаклем по мнению зрителей стала «Сказка о капризной принцессе и короле лягушек» Московского областного театра кукол.

Гран-При достался спектаклю «Примадонны» Музыкально-драматического театра (г.Ивантеевка). Яркая фееричная постановка получила безоговорочно высокую оценку членов жюри, которые отметили сложность создания такого жанра как комедия положений и оценили успех, который спектакль снискал у зрителей фестиваля.

Людмила КОЛМАНОВСКАЯ

Написать ответ