Сцена, объединяющая города

В Подмосковье в девятый раз прошел региональный театральный фестиваль «Долгопрудненская осень»

Традиционно раз в год, в начале ноября, Долгопрудный становится средоточием театральной жизни Московской области. На сцене театра «Город» собираются лучшие коллективы области, чтобы показать свои самые удачные постановки и поучаствовать в главном событии осени – областном театральном фестивале «Долгопрудненская осень».

Гран-при фестиваля на этот раз остался дома – его присудили спектаклю «Digest о любви», который поставил художественный руководитель и главный режиссер долгопрудненского театра «Город» Юрий Соловьев.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗАБЫТОМУ

Корни фестиваля «Долгопрудненская осень» уходят в 90-е годы. Именно тогда сделал робкую попытку существования Фестиваль муниципальных театров Московской области. Инициаторам его создания выступили долгопрудненский театр «Город», дмитровский драмтеатр «Большое гнездо», театр из Химок «Наш дом», а также мытищинские «ФЭСТ» и «Огниво». Однако тяжелые экономические реалии не дали мероприятию шансов на развитие, и на время Московская область осталась без своего личного фестиваля.

Решение вернуться к идее областного фестиваля возникло у коллектива театра «Город» в 2007 году. Труппа во главе с режиссером Юрием Соловьевым и директором Жаннетой Арутюнян обратились в Министерство Московской области с просьбой о поддержке. Инициатива была одобрена, и в скором времени поднял занавес I Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень».

НА ПУЛЬСЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

В настоящее время «Долгопрудненская осень», проходящая под эгидой Министерства культуры Московской области, занимает не просто особое место среди аналогичных мероприятий. Это единственный фестиваль в России, позиционирующий себя как конкурсная площадка исключительно для подмосковных театров. Это единственный фестиваль, дающий оценку состоянию подмосковного театрального пространства, выполняющий роль своего рода знака качества. «Долгопрудненская осень» — не только праздник жизни и развлечение, это серьезная методологическая основа. На основании  данных, ежегодно представленных по итогам фестиваля, региональные власти имеют возможность держать руку на пульсе и реально понимать, как развивается театральное дело в Московской области, отслеживать все достижения региональных коллективов и видеть их недоработки.

НОЧЬ В ТЕАТРЕ

В нынешнем году в программе фестиваля присутствовало рекордное количество спектаклей — 22. Впрочем, по словам директора театра «Город», главного организатора «Долгопрудненской осени» Жаннеты Арутюнян, из года в год количество театров, присылающих заявки для участия, традиционно растет. В этом году участников в программе оказалось так много, что вместить их в фестивальную неделю не получилось. Но организаторы ввели в программу ночные показы. Таким образом удалось и дать возможность выступить всем коллективам, и охватить новый контингент зрителей –  людей, работающих допоздна. В итоге зал не пустовал ни одну ночь. В планах на будущий год – продолжить ночные показы.

МИРОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Похоже, что очередным витком станет выход фестиваля на международный уровень. Это подтвердил специальный гость и международный партнер «Долгопрудненской осени, генеральный продюсер и директор оргкомитета Фестиваля лучших детских театров Европы «В гостях у сказки» Михаэль Сутовский:

— В программе фестиваля можно было увидеть как спектакли для взрослых, так и для детей. У меня была возможность посмотреть постановки не глазами театрального критика, а зрителя и продюсера, и оценить как зрелищность, так и экономические перспективы каждого спектакля. Я очень благодарен организаторам за приглашение, терпение, подход к каждому из участников, который я наблюдал, — говорит продюсер. И добавляет, что впереди у фестиваля большое будущее. А его присутствие в качестве гостя можно уже считать шагом «Долгопрудненской осени» на мировую сцену.

ЛЮБОВЬ, ПОХОЖАЯ НА… СПЕКТАКЛЬ

По мнению театрального критика Галины Степановой, уже на протяжении многих лет участвующей в жюри «Долгопрудненской осени», фестиваль дает возможность в целом оценить уровень подмосковных театров. И с каждым годом выбор жюри становится все более труден – тяжело выбирать лучшее из лучшего.

Особенно трудно оказалось выбрать лучший спектакль, в итоге лауреатом стал «Digest о любви» долгопрудненского театра «Город». Это своего рода литературный триптих, основанный на поиске новых форм и нового сценического воплощения режиссерской мысли. «Дайджест» представляет собой лаконичное переплетение сюжетных линий из трех произведений русских классиков – «Как жена мужа в Париж провожала» Василия Шукшина, ранний «Грешник из Толедо» Чехова и «Чистый понедельник» Бунина. Все три линии объеденены одной темой, которая неслышно витает в воздухе на протяжении всего действия – темой настоящей шекспировской любви. Юрий Соловьев сумел донести свои замыслы до зрителя, и жюри по достоинству оценило его работу. При выборе главного победителя члены жюри руководствовались актерскими работами, оригинальностью и совершенно новым подходом к сценическому материалу со стороны режиссера. Как отметил член жюри, заслуженный деятель искусств и бывший педагог Юрия Соловьева Лев Титов, он всегда с удовольствием приезжает на фестиваль «Длогопрудненская осень» и очень гордится своим учеником, который не только успешно организовывает мероприятия областного масштаба, но и ставит спектакли высокого профессионального уровня. Получая приз победителя, главный режиссер театра «Город» не смог сдержать слез.

ЛУЧШИЕ  ИЗ ЛУЧШИХ

При распределении призов члены жюри попытались отметить как можно больше участников. Сразу два приза были отданы за лучшую мужскую и лучшую женскую роли второго плана. Награду за одну из лучших мужских ролей второго плана в спектакле  «Печать Каина» Королевского драматического театра получил актер Николай Ларин. Второй приз – уже четвертый год подряд в данной номинации – достался артисту дмитровского театра «Большоге гнездо» Тимофею Розуменко за роль Желтухина в спектакле «Касатка».

Наградами же за лучшие женские роли второго плана были отмечены актриса Сергиево-Посадского драматического театра-студии «Театральный ковчег» Марина Петухова за роль Елизаветы Макаровны в спектакле «Яблочный спас. На обочине» и Мария Вавилонская – исполнительница роли Варвары Ивановны Долговой в «Касатке» дмитровского театра «Большое гнездо».

Лучшая женская и мужская роли достались соответственно Сергею Меньшову, исполнителю роли Казановы в постановке «Тысяча первое объяснение в любви Казанове» Королевского театра юного зрителя; и артистке лобненского театра «Камерная сцена» Ольге Дмитриевой, сыгравшей в спектакле «Пришел мужчина к женщине».

Отдельная конкурсная программа была введена среди участников, вышедших вне конкурса – это любительские коллективы, и театры г.Москвы. В нынешнем году «внеконкурсников» оказалось так много, что пришлось одарить их особым вниманием. Здесь первое место занял спектакль «Чайка» театрального центра «Амфитреон», второе – «Юбилей» театральной лаборатории под руководством Александра Каца и третье досталось долгопрудненскому любительскому театру «Конфетти» с постановкой «Не покидай меня».

Специального приза жюри удостоилась постановка «Муха Цокотуха» Московского областного государственного театра кукол.

ТЕНДЕНЦИЯ ДОБРА И ЛЮБВИ

Жюри, подводя итоги, отмечает – буквально во всех представленных на фестивальной неделе постановках отмечается несколько тенденций, характеризующих театральную сферу Московской области.

— Среди огромного количества просмотренных спектаклей не было ни одного спектакля-

«разрушителя», спектакля, в котором режиссер не стремился бы построить гармоничный мир, помочь зрителю переживать трудности, встречающиеся на жизненном пути, — говорит член жюри, театральный критик и аналитик театра, генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» Ольга Сенаторова. – Практически во всех постановках была обозначено желание созидать. Фестиваль показал себя как гуманистический, направленный на духовный рост человека, зрителя.

Еще одна тенденция – большое количество спектаклей, поставленных по классическим произведениям, в частности, Антона Чехова. По мнению Жаннеты Арутюнян, одной из главных мотиваций тут стало то, что произведения русского классика – хорошая, всегда беспроигрышная основа для драматургии. Они полны драматизма, тонкого психологизма и почти всегда дают возможность и на сцене сохранить ту абсолютно точную стилистику, которой славился Чехов в своих авторских текстах.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Соловьев, художественный руководитель театра «Город», главный режиссер:

— Фестиваль «Долгопрудненская осень» для меня – это всегда не только насыщенность и яркость, но борьба с самим собой в плане не эмоций. Ведь на мне лежит особая нагрузка – как на организаторе и, в то же время, режиссере, представляющим свой спектакль. Как орагнизатор стараешься, чтобы все участники остались довольны, а как участник в глубине души ждешь финала чтоб понять, оценили твою работу или нет. Как показал этот фестиваль – оценили.

Жаннета Арутюнян, директор театра «Город», главный организатор фестиваля «Долгопрудненская осень»:

— Ежегодный фестиваль – это ежегодная перепроверка своих собственных знаний, умений, навыков, возможностей. Фестиваль состоялся, он удался, и это очень радует. В этом году у нас было рекордное по отношению количество спектаклей – 22, программа разделилась на конкурсную и внеконкурсную, что говорит о том, что интерес к «Долгопрудненской осени» не просто растет. Наша сцена привлекает уже не только профессиональные коллективы Подмосковья, для которых мероприятие изначально задумывалось, но и театры из других регионов, а также любительские труппы. Для последних выход на сцену особенно важен, ведь статус фестиваля заставляет их «подтягиваться» до профессионального уровня.

Людмила Колмановская

Написать ответ