Ника, которая изобрела колесо

Одно из ярчайших впечатлений в череде событий фестиваля «Долгопрудненская Весна» оставил мастер-класс «Метоника. Речевая практика», который провела специально приглашенная Заслуженный деятель искусств РФ Ника Косенкова. Это имя известно во всем мире – более 50 лет она обучает людей правильно и красиво говорить…

Под ее руководством проводятся мастер-классы, тренинги, семинары, консультации в России, Франции, Великобритании, США. Ника Косенкова сотрудничает с более чем 80 театрами мира, участвует в крупных театральных и кинопроектах в качестве консультанта и педагога по технике речи и постановке голоса. Но, самое главное, она – автор уникального метода разработки и постановки голоса «Метоника».

В самом начале мастер-класса Ника Косенкова внимательно выслушала каждого из собравшихся на предмет дефектов речи и пообещала, что за полтора часа, если и не научит своих слушателей хорошо говорить, то, как минимум, сумеет дать каждому «волшебный пендель», даст своего рода установку на понятие речи. Поговорив с каждым, педагог выявила и причину проблемы. Оказывается, невнятно говорить можно из-за плохой осанки или банальных проблем с вниманием.

Она рассказала о классической подаче изучения речи, когда знания представляются в мозгу как нечто горизонтальное – подобно строчкам в книге. По мнению Ники Косенковой, это неправильное понимание. Ведь, если человек понимает горизонтально как можно управлять этой горизонталью? Заодно педагог полностью раскритиковала все применяемые техники постановки голоса в театральных вузах. Косенкова предлагает представлять все элементы, из которых состоит речь, в виде колеса. Предложив участникам нарисовать колесо, она, опять же, вместе со слушателями заполнила его деталями, из которых состоит речь, особо акцентировав внимание на отдельных элементах. Колесо можно покрутить, на колесе можно двигаться. Именно на этом основана ее методика «Метоника».  Также педагог напомнила, что колесо – первое, что изобрел человек, и в этом, по ее мнению, заложена величайшая мудрость. Все «спицы» речевого колеса должны быть в полном порядке, тогда, говорит педагог, и речь будет четкой, правильной и легко воспринимаемой.

Также Ника Косенкова рассказала о Пифагоре, который,  был не только математиком и философом, но также исследовал звук. Именно он вложил в сознание последующих поколений понятие о божественном трезвучии. Пифагор был убежден, что планеты движутся под музыку, и что человеческая речь тоже есть музыка. Более того, он считал, что, если соблюдать определенные правила, то человеческое тело превращается в музыкальный инструмент. Ника Косенкова призналась, что то, как тело превратить в музыкальный инструмент она поняла теоретически, но значительную часть – уже практически – она додумала сама, именно это и стало основополаганием ее книги «Метоника».

Под ее чутким руководством слушатели мастер-класса приобщились к божественному трезвучию, нараспев произнося звуки «и», «о» и «а», выпуская, как бы выхлестывая из себя те или иные звуки. Все это – параллельно с руководством Ники Косенковой по соблюдению осанки и правильной постановки рта. Например, оказывается, букву «и» нужно произносить не приторно растягивая рот, а приоткрывая его и немного выпячивая вперед губы. Тогда он будет глубоким и звучным.

— Работать с голосом, впускать в себя эти звуки, нужно самозабвенно. Всего себя нужно вкладывать, тогда получится результат, — говорит Ника Косенкова. –  Сейчас на занятии мы как бы «наливаем» в вас эти звуки, и они в вас останутся. Если будете повторять работу с ними постоянно, то голос ваш будет в порядке. Это и есть основополагающая композиция по работе с голосом.

В конце занятия все участники получили свидетельство о прохождении профессионального мастер-класса под руководством Ники Косенковой.

Пресс-служба театра «Город»

Написать ответ